Российский Союз каратэ-до Шотокан Казэ Ха |
|
Меню: История | Философия | Особенности | Мастера |
|
Ешитака ФунакошиЕшитака Фунакоши (1907-1945) - третий сын Гичина Фунакоши. Мастер, стоявший у истоков каратэ Шотокан. Ешитака с детства рос довольно хилым и болезненным ребенком, а в двенадцать лет врачи обнаружили у него туберкулез и вынесли жестокий приговор: юноша не доживет и до двадцати. Но Ешитака решил не смиряться с выводами врачей и активно принялся за тренировки, он учился у своего отца, у других окинавских мастеров, оттачивая удары день и ночь. Долгие часы он проводил за дыхательными упражнениями и в медитации, регулируя свои энергию и сознание. Правда, до конца жизни он так и не смог победить болезнь, которая даже сейчас является трудноизлечимой, но все же прожил втрое больше срока, отведенного ему врачами. Это был поистине удивительный человек, сила воли которого восхищала даже опытных бойцов. В 40-х годах, когда Гичин Фунакоши, в силу преклонного возраста, уже не проводил тренировки лично, Ешитака фактически исполнял роль старшего инструктора и управлял додзе, отец видел в нем своего приемника. Современники утверждали, что Ешитака Фунакоши был великим каратистом, хорошо владел искусством боя длинным шестом бо. Он был бойцом по натуре и имел 3-й дан дзюдо. "Молодой учитель" (так называли Ешитаку ученики) действительно был гениальным человеком. Со стороны он казался коренастым здоровяком, но тело у него было невероятно мягкое, гибкое и очень быстрое. Вклад в развитие стиля ШотоканБлагодаря юношескому максимализму он привносит свои изменения в Шотокан, которые отец не всегда приветствовал. Ешитака ратует больше за мощную и динамичную технику, не умаляя при этом гибкий стиль сражения. Во время одной встречи (схватки) с практикующими стиль Годзю – Рю Ешитака и многие из его учеников потерпели огромный провал. Ешитака начинает совершенствовать технику отца и развивает эффективный стиль свободной борьбы, следуя техническим и стратегическим критериям. Под влиянием многих учеников (одним из которых является сенсэй Накаяма), Ешитака Фунакоши решает включить в обучение упражнения по свободному бою. Он ввел в технику Шотокана удары с дальней дистанции и технику стремительных входов с длинных дистанций (cури аши), эффектные удары ногами в верхний уровень: маваши дзедан, ура-маваши-дзедан, йоко тоби-гери, технику боя основанную на стойке фудо-дачи, с применением тейшо. Как полагают, именно Ешитака ввел и правило разворота в бедрах в положение ханми (положение боком к противнику), при проведении ударов и блоков руками. Высокие, короткие стойки дзэнкуцу-дачи, которые использовал Гичин Фунакоши, он заменил на длинные и низкие. Такие стойки требовали гораздо большей силы и выносливости ног, и их введение по новому поставило вопрос об уровне физической подготовленности каратистов. Вообще физической подготовке и кондиции Ешитака придавал колоссальное значение. Наряду с такими основными элементами тренировки как ката и интенсивная отработка базовой техники, в зале Шотокан много времени отводилось на упражнения в набивке рук (котэ-китаэ), во время которых один партнер наносил другому удары, а второй отбивал их жесткими блоками. Тренировки в котэ-китаэ были столь яростными, что, по его словам, "по пути домой все окунали руки в пожарные цистерны с холодной водой и, только охладив их, расходились". Огромные изменения, по-видимому, именно с его подачи, произошли и в ката. Во всяком случае, некоторые ката современного Шотокан разительно отличаются от всех окинавских вариантов и вариантов других японских школ каратэ. Ешитака, оценивая исполнение ката своим состарившимся отцом, который выполнял все движения неторопливо и величаво, не раз говорил ученикам, что, с точки зрения практической целесообразности, "исполнять ката так, как это делает мой отец, нельзя".В то время как Фунакоши Гичин делал акцент на практике ката, Ешитака начал активно разрабатывать различные виды учебного спарринга-кумитэ. Как полагают, Ешитака раньше всего ввел гохон кумитэ - обусловленный учебный бой с перемещениями на 5 шагов. Возможно, эту методику он позаимствовал из кэндо, которое изучал под присмотром выдающегося мастера того времени Накаяма Хакудо. В 1933 году к числу тренировочных методов он добавляет - кихон иппон кумитэ - обусловленный учебный бой с одной атакой, а за ним и дзию иппон кумитэ - свободный учебный бой с использованием одной атаки, который практиковался не только стоя на месте, но и в перемещениях. Ешитака больше всего любил именно этот вид тренировки. Введение этих методов вдохновило Гичина Фунакоши на разработку Небесного ката - Тэн-но ката, которое состоит из 2-х частей - части, исполняемой индивидуально, и части, исполняемой в виде серии кихон иппон кумитэ с партнером. Наконец, в 1935 году, Ешитака завершил разработку методики учебных спаррингов введением в обиход дзию кумитэ - свободных учебных боев. Надо сказать, что Гичин Фунакоши до конца своих дней в высшей степени отрицательно относился к вольным поединкам, в то время как Ешитака их всемерно поощрял. Организовывая поединки с другими учениками, представителями разных стилей, Ешитака на практике проверяет свой стиль преподавания. Рождение японского каратэВ 1936 году Фунакоши Гичин опубликовал книгу "Каратэ-до кехан", в которой представил все эти новшества, включая изменения в ката. Фактически, публикацию этой книги можно рассматривать как декларацию о рождении японского каратэ, лишь отдаленно напоминающего свой окинавский прототип, и основную роль в его создании сыграл именно Ешитака. В базовой технике остались ката его личной разработки - Тайкеку. Практически, это он и Накаяма заложили основы техники современного кумитэ Шотокан, которая используется до сих пор. Ешитака умирает в 1945 году. Его ученики стали верными последователями стиля Шотокан. |
Тейджи Касе о ЕшитакеВпервые я познакомился с Ешитакой в 1944 году. Хотя обычно занятия для начинающих проводил сэнсэй Хирониши, иногда приходил другой сэнсэй. Я не знал его и спросил, кто это был, и мне ответили, что это Вака сэнсэй (молодой сэнсэй), сын Гичина Фунакоши. Во время того занятия Ешитака сэнсэй учил нас медленно наносить удар маэ гэри, затем йоко гэри и сразу маваши гэри, не ставя ногу на пол. После этого он сказал: "Теперь я покажу вам нормальное исполнение". Он нанес три настолько быстрых и сильных удара, что я до сих пор помню вспышки и гром белого каратэги. Мы были очень впечатлены. Очевидцы говорили, что когда Ешитака Фунакоши исполнял ката, у них появлялось чувство нависшей опасности. Старшие инструкторы говорили, что исполнять ката надо именно так: окружающие люди должны чувствовать вибрацию, внутреннюю силу и решительность. Если зрители не чувствуют этого, ката исполнено неправильно, как гимнастика или танец. Его каратэ было быстрее, сильнее и динамичнее. Сэнсэй Ешитака был в поисках сильной и эффективной техники; он хотел знать, способна ли эта техника противостоять настоящей атаке. Но очень важно понимать, что развитие от каратэ сэнсэя Гичина Фунакоши к каратэ сэнсэя Ешитаки Фунакоши было возможным благодаря концепции о-вадза (техника для большой дистанции) с максимальной скоростью и силой. После преодоления самого сложного этапа в моей жизни - болезни и реанимации, после инфаркта, для моего восстановления было важно знание опыта Иошитаки Фунакоши. Когда он болел и был прикован в постели большую часть дня, 1 раз вечером он одевал каратеги и проводил тренировку. Он был сильным и энергичным, как будто с ним ничего не произходило. Во время моего восстановления я, вспоминая своего учителя, решил принять вызов и показать, что с каратэ можно преодолеть проблемы, включая и проблемы со здоровьем. Интервью из журнала "Будо интерн" |
||||
Президент, шеф-инструктор: Игорь Садовников Тел./факс: (4832) 62-63-38. Тел.: 8-905-102-5555 наша группа в контакте | iks-russia@mail.ru | isadovnikov@mail.ru |